Коко Шанель – символ успеха и одиночества

Маленькая французская женщина, изменившая мир. Так отзывались о Коко Шанель современники. Ей поклонялись, ее боготворили. Девушка не была красавицей в классическом смысле этого слова. Но смогла покорить мир свой находчивостью и уникальным чувством свободы, воплотившемся в революционной простоте и элегантности.

Коко в полосатой футболке

Биография Коко Шанель остается примером невероятного везения. Успех дал этой женщине мировую славу и огромные деньги, позволившие ей командовать мыслями и умами влиятельнейших личностей XX века. При этом в детстве девочка считалась гадким утенком и лишь с возрастом превратилась в привлекательную женщину:

  1. При росте 1 метр 69 см она весила не больше 54 кг. Историки утверждают, что великая кутюрье в лучшие годы своей жизни имела тонкую талию — 67 см, которая выигрышно подчеркивала бедра, объемом 99 сантиметров.
  2. Прожила основательница бренда «Coco Chanel» 87 лет (19.08.1883 — 10.01.1971), при этом уже в преклонном возрасте упрямо рассказывала, что она гораздо моложе, чем указано в паспорте.
  3. Своим желанием покорить мир и добиваться поставленной цели эта легендарная дизайнер шляпок и костюмов обязана знаку Зодиака, под которым будущая знаменитость появилась на свет. Львы по природе своей воспринимают окружающих людей исключительно как средство достижения цели.

Даже в старости Габриэль Боньер Шанель (настоящее имя женщины) оставалась верна своим принципам, не желая покоряться судьбе и возрасту.

Детство

О ранней молодости известного во всем мире модельера биографы пишут по-разному:

  • отец бросил троих сестер на попечение государства, когда Габриэль исполнилось всего 12 лет;
  • девочку и пятерых ее братьев и сестер законные представители оставили в приюте, когда будущей Коко было всего 6 лет;
  • на попечении родственников малышка оказалась совсем крохотной, и когда подросла те отдали ее на воспитание монахиням.

Коко в детстве

Сама женщина о семье вспоминать не любила, когда журналисты принимались ее расспрашивать о правдоподобной истории Коко Шанель и родителях, предпочитала отмалчиваться. Только однажды она заявила: «Люди, имеющие легенду, — сами легенда!». Это нежелание рассказывать о своих корнях связно было, скорее всего, с предательством родителя, обидевшем ее мать при жизни и отказавшимся от дочерей после смерти от астмы. Бедной женщине было всего 33 года, когда она покинула этот мир.

Учеба

С 1895 года Шанель жила в монастырском приюте. Здесь же она ходила в школу. Монахини строго следили за воспитанницами, преподавали им рукоделию и ремонту одежды. Латать дырявые юбки и перелицовывать старые пальто девочка научилась с раннего детства. Десять лет, проведенные среди сирот и приходящих учениц закалили характер будущей модницы. Она мечтала во что бы то ни стало вырваться из мрачных стен и выбросить на помойку надоевшую форму.

Искусством моделировать и украшать обычные шляпки девушка заинтересовалась благодаря своей родственнице из Виши. Женщина была сестрой мамы Габриэль и подросших племянниц часто приглашала на каникулы в родовое поместье. Родственница специально покупала фетровые заготовки и перекраивала их на свой манер. Будущая знаменитость в юности считалась очень некрасивой, поэтому большое внимание уделяла возможности украсить неказистый внешний вид.

С 18 до 20 лет юная сирота вместе с подружкой вынужденно проживала и училась в своеобразном институте благородных девиц. Сидеть взаперти в столь юном возрасте им страшно не хотелось, но заведение обеспечивало выпускниц работой, поэтому у сирот выбора не было.

Начало карьеры

В 1902 году Габриэль с подружкой получили назначение в магазинчик готовой одежды в небольшом городке Мулене. Постепенно клиентки стали осаждать талантливых портних, быстро и качественно обслуживающих всех желающих. Здесь будущая икона стиля Коко Шанель завела нужные знакомства в среде богатых представительниц дворянских семей.

Постепенно ей удалось накопить некоторую сумму и две задушевнее подруги, племянница и тетя, сняли небольшую квартиру на окраине гарнизонного городка. Клиентура стала появляться у молодых портних дома. Хозяева долго не знали о таком переходе своих постоянных заказчиков в чужие руки, но Габриэль особо и не стеснялась. Она мечтала о богатстве и самостоятельности.

Попутно по выходным Шанель в качестве певицы выступала в небольшом кафе, исполняя веселую композицию о цыпленке. Здесь слово из припева стало ее новым именем. Так появилась Коко и забылась Габриэль.

К 24 годам она смогла открыть шляпную мастерскую в квартире своего первого любовника. Сюда же переметнулись все поклонницы необычного стиля Шанель, от заказчиц не было отбоя. Осенью 1910 года другой покровитель предприимчивой француженки открыл на ее имя в местном банке безграничный кредит. Бывшая сирота организовала собственные мастерские на первом этаже большого дома в одном из лучших районов Парижа.

В 30 лет женщина имела несколько бутиков во Франции — курортные городки в сезон посещала не только местная знать. У законодательницы моды в начале XX века с удовольствием обшивались все аристократы испанского королевского двора. В ее подчинении находилось около 300 человек.

В 1917 году мода изменилась совершенно, громоздкие прически никак не гармонировали с простыми костюмами из джерси и свободными платьями с заниженной линией талии. Шанель принимает решение отрезать косу, по словам самой женщины, ей хотелось в выигрышном свете показать тонкую, длинную шею. Так, короткие прически с легкой руки Габриэль стали новинкой и хитом сезона.

Взлет и популярность

В 1912 году на страницах модного журнала впервые появились фотографии известных актрис в шляпках от Шанель. Эксцентричная владелица мастерской стала популярной не только у простых обывателей. В 1913 году известной парижской шляпнице и владелице модного салона заказал костюмы к своему новаторскому балету русский балетмейстер Стравинский. Статус представительницы трендового направления в одежде прочно закрепился за маленькой хозяйкой большого предприятия.

В 1920 году богатая невестка Ротшильдов поссорилась с Полем Пуаре, признанным авторитетом в мире моды. Она плохо отнеслась к его моделям, и владелец самого популярного агентства счел это оскорбительным. В отместку за несговорчивость знатная дама отправилась к Шанель заказывать многочисленные наряды для себя и своих подруг. Доходы некогда бедной девочки-сиротки утроились.

Знакомство с потомком императорских парфюмеров, много лет создававших ароматы для русской знати привело к созданию легендарных духов. В 1921 году Эрнест Бо предоставил на выбор капризной законодательницы мод несколько вариантов ароматов, базовой основой которых впервые служили альдегиды.

Эрнест Бо с Коко

Выбранный Шанель парфюм решили назвать именно по его порядковому номеру. О популярности духов говорит тот интересный факт, что в мире каждые 55 секунд продается минимум 1 флакон этой марки! Как указано в Википедии, первый же год продажи «Шанели № 5» принес владелице бренда миллионные доходы.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Вера Глаголева: биография и личная жизнь

На протяжении долгих лет состав аромата не менялся, его лицом в свое время были самые известные красавицы планеты:

  • Катрин Денев;
  • Николь Кидман;
  • Эстелла Уоррен;
  • супруга Жерара Депардье, Кароль Буке;
  • Одри Тоту.

Благодаря легендарным духам к весне 1945 года Коко стала одной из самых богатых женщин Европы. Ее сумочки производятся лишь в единственном экземпляре. В гардеробе каждой уважающей себя модницы обязательно должны были присутствовать платья и костюмы от легендарной законодательницы. Мода Коко Шанель стала узнаваемой на всех континентах. Ее конкурент Пуаре когда-то в насмешку назвал стиль парижанки «модой для бедных» за стремление к лаконичности и изысканной простоте.

Находясь в изгнании, в Швейцарии Коко Шанель мало участвовала в жизни бомонда, однако в 1954 году, когда женщине разрешили вернуться на родину, модельер принимает решение сделать это с триумфом. Ее не пугает собственный возраст и текущие реалии современной жизни.

Великая Мадемуазель с середины 60-х годов активно работает с голливудскими актрисами. В обновленных костюмах и платьях от именитой кутюрье щеголяли:

  • Одри Хепберн;
  • Лиз Тэйлор;
  • Кэтрин Хепберн.

Личность и характер

Шанель была строга к своим работникам и подчиненным. Она безжалостно увольняла за малейшую провинность и никогда не утруждала себя посещением госпиталей во времена Первой мировой войны. О своих мужчинах Коко Шанель высказывалась несколько пренебрежительно: «Господа Бальзан и Кэпел относились с жалостью, видя во мне бедного покинутого воробушка. А на деле я была настоящей тигрицей. Мало-помалу постигла жизнь — точнее, училась находить средства защищаться от нее».

Без помощи своих покровителей так и осталась бы заурядной портнихой никому не известного маленького магазина готовой одежды. Но она знала как добиться успеха. Цитаты о жизни Коко Шанель многие звезды взяли на вооружении в стремлении добиться признания и славы:

  1. «Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она желает».
  2. «Быть все время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!»
  3. «Если даже вы окажетесь на самом дне горя, не имея вообще ничего, ни одной живой души вокруг — всегда есть дверь, в которую можно постучаться… Это — работа!»
  4. «Наши дома — это тюрьмы, но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по своему усмотрению».
  5. «Самые красивые украшения заставляют меня думать о морщинах, о дряблой коже богатых вдов, о костлявых пальцах, о смерти, о завещаниях».

При этом сама Шанель постоянно носила большую нитку крупных жемчужных бусин, подаренных ей английским аристократом и дополняющих классический образ Коко на всех фотографиях того времени.

О красоте Коко Шанель высказывалась очень смело, считая, что к тридцати годам умная женщина обязана стать привлекательной. Не признавала она и лени, рассказывая в своих мемуарах, что в стремлении достичь успеха женщина не должна останавливаться ни перед чем. А вот цитаты о моде Коко Шанель в полной мере показывают ее отношение к делу всей своей жизни:

  1. «Элегантность в одежде означает свободу движения».
  2. «Я сама — мода».

Личная жизнь

Первым гражданским мужем юной модистки стал молодой сержант Этьен Базан. Он происходил из богатой семьи фабрикантов, был при деньгах и боготворил лошадей. Именно это увлечение молодого повесы заставило юную француженку впервые одеть мужские брюки. Денег на дорогие амазонки из роскошных тканей у девушки не было, а ее содержатель мечтал сделать из пассии жокея. С ним она научилась эпатировать публику мужскими рубашками и пиджаками, сшитыми специально для молодой содержанки.

Артур Кепел и Коко

Любовью всей жизни для Шанель вскоре стал англичанин Артур Кепел. Он также увлекался скачками и был невероятно красив. Ради него Коко оставила беззаботную жизнь в поместье и уехала в Париж основывать свое дело. Как рассказывала модистка в своих мемуарах, этот человек стал для нее всем — мужем, любовником, отцом.

Следующим избранником богатеющей владелицы собственной fashion-индустрии стал легендарный Игорь Стравинский. Ко времени их романа Габриэль похоронила своего возлюбленного англичанина и ввела моду на черный цвет во всем — от дамских туалетов до легковых автомобилей.

В 1920 году на Лазурном побережье бывшая нищая сирота сделал своим любовником русского князя Дмитрия, выходца из царской семьи. Молодой Романов сбежал во Францию от расправы большевиков и находился в стесненных обстоятельствах. Богатая Шанель на любовника денег не жалела. Аборт, сделанный в ранней юности в антисанитарных условиях, лишил ее счастья материнства. Поэтому она разбрасывалась деньгами направо и налево, желая привлечь внимание русского красавца.

Пьер Реверди сменил русского аристократа у трона королевы моды. Эпатажная богатая предпринимательница покорила сердце сумасбродного поэта своими прямыми высказываниями по любому поводу. Она была так непохожа на привычное окружение. Их роман продлился до 1926 года, после чего Коко выкупила у приятелей все рукописи разочаровавшегося в искусстве рифмоплета и оплачивала ему и его жене небольшой домик до конца жизни бывшего любовника.

Герцог Вестминстерский долго посылал строптивой возлюбленной различные подарки:

  • орхидеи для украшения дома;
  • деликатесы;
  • драгоценности;
  • меха.

Расчетливая француженка отвечала такими же дорогими знаками внимания, не желая идти на поводу у богатого придворного. Журналисты не могли понять, чем стареющая модистка привлекала внимание мужчин. Современники утверждали, что худощавая брюнетка обладала незабываемым шармом, искрометным чувством юмора и в кругу сливок общества всегда была к месту.

Лучшие модели из ее коллекций она демонстрировала на самых изысканных светских приемах и была востребована в качестве приглашенной гостьи. Личная жизнь Коко Шанель к этому времени была постоянным предметом обсуждения на страницах бульварной прессы, но саму героиню язвительных пасквилей мнение окружающих мало волновало.

Поль Ириб долгие годы был художником в компании именитой модистки. Он создавал эскизы бижутерии, которая благодаря желанию хозяйки модного концерна, стала очень популярной даже в высшем обществе. Известный карикатурист и создатель гениальных театральных декораций полюбился капризной француженке.

С годами она стала бояться одиночества, и роман с собственным дизайнером стал для Габриэль глотком свежего воздуха. Сердечный приступ забрал у модистки любимого в тот момент, когда она собиралась предложить ему расписаться.

Граф Лукино Висконти и Коко

Граф Лукино Висконти. Любвеобильная хозяйка модного бренда около трех лет имела ни к чему не обязывающие отношения с потомком древнего итальянского рода. Мужчина не скрывал свои нетрадиционные стремления в любви, связь с законодательницей мод помогла ему стать известным в кинематографических кругах человеком и любовником Жана Маре.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Одри Тоту – лучшее, что подарила миру Франция после круассанов

Ганс Гюнтер фон Динклаге был моложе своей знаменитой пассии на 13 лет. Они практически жили вместе во время оккупации фашистами Парижа.

Вальтер Шелленберг. Блестящий офицер СС не смог устоять перед чарами стареющей Мадмуазель. Об их романе стало известно только после войны, когда суд над нацистскими преступниками выдал в свет страшную тайну француженки. Из-за этих отношений ей грозила смертная казнь. Ситуацию спас Уинстон Черчилль.

Образ жизни

Всю жизнь знаменитость возила за собой по всем квартирам и домам около 32 предметов интерьера, подаренных ей в молодости богатым покровителем Артуром Кепелом. Женщина обожала роскошный и дорогой дизайн.

Благодаря работе собственного визажиста Мадемуазель выглядела великолепно даже в худшие свои времена. При этом она всегда работала. Многие швеи ее мастерских удивлялись такому желанию что-то создавать собственными руками. Основным правилом в питании великой модистки был отказ от острой, душистой пищи.

Женщина хорошо держалась на лошади, могла часами гоняться за дикими кабанами, а потом отправляться на скоростном автомобиле в собственные мастерские, чтобы проверить, как идут дела.

Она рано ложилась спать. Никакие светские мероприятия не становились между Коко Шанель и полноценным отдыхом.

Премии

В 1957 году Коко Шанель стала лауреатом премии Оскар в мире моды. В американском Далласе успехи миниатюрной француженки получили мировое признание. Сама женщина была названа личностью, оказавшей огромное влияние на мировое сообщество в XX веке.

Образ Шанель в литературе и кино

Легендарная создательница плащей и курток, женских брючных костюмов и платьев с короткими юбками не осталась без внимания кинематографистов:

  1. «Женщина, Эпоха». Документальный сериал о великих представительницах слабой половины человечества. Создатели фильма в 1978 году выпустили первую серию большого цикла, начинался рассказ об исторических личностях с образа Коко Шанель и истории ее успеха.
  2. В 1981 году канадский режиссер выпустил на экраны художественный фильм «Одинокая Шанель». В основу сюжета легла история молодой знаменитости и ее любимого англичанина. Создатели рассказывают зрителю о помощи аристократа своей пассии в создании бренда, о ее переживаниях по поводу женитьбы на ее подруге, о трагической гибели самого любимого мужчины в жизни Шанель.
  3. «Габриэль Шанель. Бессмертный стиль». Фильм вышел на экраны в 2001 году. Режиссер собрал в одно целое редкие документальные кадры с участием самой Великой Мадемуазель, съемки показов ее самых известных коллекций. Связкой для различных сюжетов стали интервью с людьми, знающими женщину лично, работавшими с ней или дружившими на протяжении долгих лет.
  4. «Коко Шанель». В 2008 году на рассмотрение жюри американской премии «Оскар» была представлена биографическая художественная кинолента о жизни знаменитой кутюрье. Исполнительница роли Шанель повзрослевшей Ширли МакЛейн также получила престижную премию «Золотой глобус» за лучшее воплощение образа Коко в телевизионном фильме. Очевидцы и люди, знавшие дизайнера лично, утверждали в один голос, что актриса смогла воплотить на экране истинные черты характера волевой и решительной законодательницы мод.
  5. «Коко до Шанель». В 2009 году французская кинорежисер Анн Фонтен решилась рассказать свою историю о Великой Мадемуазель. Кинолента получила престижный американский Оскар за лучшие костюмы. Огромная работа художников-костюмеров была по достоинству оценена именитым жюри и мировыми дизайнерами.
  6. «Коко Шанель и Игорь Стравинский» режиссер Жан Куин попытался рассказать о непростых отношениях русского композитора и Коко Шанель. Фильм был принят неоднозначно, многие отмечали откровенный вымысел в истории отношений бывшей модистки и новаторского музыканта. Несмотря на мелодраматичность картины, критики отметили работу Мадса Миккельсена, исполнившего роль Стравинского.
  7. «Однажды» (2012 г), «Возвращение» (2013 г). Короткометражные киноленты, срежиссированные главой Дома Шанель, Карлом Лагерфельдом. Первая часть истории рассказывает о начале карьеры модистки, когда она открыла свою первую мастерскую в Данвилле, дизайнера сыграла Кира Найтли. Вторая часть посвящена подготовке Коко к триумфальному возрождению элитного Дома Моды после ссылки в Швейцарию. Здесь волевую знаменитость воплотила на экране Кристи Чаплин, дочь великого комика.

Культовая личность в области модной индустрии не осталась без внимания любителей рассказать о жизни знаменитостей через призму собственных переживаний:

  1. Клод Делэ — «Одинокая Chanel». Автор долгие годы была личным психоаналитиком Коко и потому знала о ее переживаниях гораздо больше других биографов. Во Франции книга была представлена читателям еще в 1983 году, к столетию со дня рождения дизайнера. В русском варианте книга была представлена только в 2010 году, одновременно с выходом в прокат киноленты с Одри Тоту в главной роли и потому все экземпляры были моментально раскуплены. Очень интересная работа, проиллюстрирована редкими фотографиями.
  2. Эдмонд Шарль-Ру — «Время Шанель». Историк моды подробно рассказала, сколько фактических изменений в стиле и образе европейской женщины были сделаны дизайнером. Без сомнения, желающим узнать причину культа личности этой маленькой француженки, труд будет интересен и познавателен.
  3. Жюстин Пикарди — «Коко Шанель. Легенда и жизнь». В течение 10 лет журналистка по крупицам собирала информацию об истинном положении дел в жизни легендарной знаменитости. Как рассказали издатели в предисловии, у писательницы была возможность поработать с архивом бывшей модистки и потому некоторые факты были восприняты поклонниками Шанель в штыки. В частности большую часть литературного эпоса журналистка посвятила романтическим отношениям Коко с Уинстоном Черчиллем и герцогом Вестминстерским.
  4. Поль Моран — «Аллюр Коко Шанель». Автор решил показать характер знаменитости, условия ее жизни и путь к успеху через описание ближайшего окружения знаменитости. Героями отдельных глав стали: Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, Пабло Пикассо, Герцог Виндзорский, Уинстон Черчилль, Эрик Сати, Миси Серт.
  5. Особое внимание читателей привлекли иллюстрации к труду, сделанные самим креативным дизайнером Дома моды Шанель Карлом Лагерфельдом в 1996 году.
  6. Марсель Эдрих — «Загадочная Коко Шанель». Правдивых фактов в этом литературном произведении практически нет. Все дело в том, что писатель был личным хроникером знаменитой Великой мадемуазель. Поэтому некоторые моменты описаны исключительно с ее слов, а сама Шанель обожала придавать своему образу загадочность и легендарность. Как отметили критики, именно такую летопись о себе она хотела бы увидеть на прилавках книжных магазинов.

 

Рекомендуем
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации