Секрет гениальности Франциско Гойи уже много лет не дает покоя не только биографам, историкам и искусствоведам — осмыслить истоки его таланта и природу созданных им шедевров пытаются также психологи и медики.
Кто-то полагает, что одаренность художника — следствие постоянной работы и самосовершенствования; другие считают, что создание шедевров живописи обусловлено тяжелым расстройством психики, от которого страдал Гойя. Но есть еще одна теория — куда более романтичная и загадочная. Она гласит, что становлению Гойи как художника способствовала женщина, ставшая его покровительницей и музой.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес появился на свет 30 марта 1746 года в маленькой деревушке неподалеку от Сарагосы. Способности к рисованию у него проявились еще в школьном возрасте, и, когда Франциско отметил семнадцатилетие, его отец отправил молодого человека в Мадрид, чтобы тот обучался мастерству живописца.
Однако столица Испании стала для будущего художника не только местом становления мастерства, но и ареной любовных приключений. Вырвавшись из-под родительской опеки, молодой человек пустился во все тяжкие. Любовниц он менял едва ли не каждый день — в равной степени увлекаясь и аристократками, и женами бедняков, и красавицами из публичных домов. По слухам, однажды он даже умудрился похитить из монастыря красивую монашку.
Возможно, именно неразборчивость в связях привела к тому, что спустя некоторое время Гойя вынужден был бежать в Италию, присоединившись к уличным бродягам.
Вернувшись три года спустя в Мадрид, Гойя женился на сестре своего друга Франсиско Байеу, красавице Жозефине. Увы, не по собственной воле — к браку его вынудили родственники девушки, которая ждала от художника ребенка. Супруга подарила Гойе пятерых детей, однако выжил только один, остальные умерли еще в младенчестве.
В 1792 году Гойю сразил серьезный недуг, природа которого до сих пор вызывает споры среди врачей и биографов художника. Одни предполагают, что художник стал жертвой сифилиса, другие приписывают ему шизофрению и маниакально-депрессивный психоз.
По воспоминаниям современников, Гойя какое-то время страдал от панических атак и нервных срывов, а потом его разбил паралич и он потерял зрение и слух практически полностью. На протяжении двух месяцев он оставался полностью неподвижным, а потом зрение и двигательные функции восстановились. Слух же был потерян навсегда.
Однако, физическая немощь ни в малой степени не мешала Гойе одерживать победы на любовном фронте. Все новые и новые романы «на одну ночь» продолжались до тех пор, пока он не познакомился с герцогиней Альбой. Она появилась в его мастерской стараниями придворных аристократок, прожужжавших молодой женщине все уши о необыкновенном таланте живописца. Двадцатилетняя красавица была умна, высокомерна и чувственна. Гойя пал к ее ногам.
Их роман длился семь лет. Все эти годы для Гойи не существовало других женщин — только его муза, Каэтанья Мария дель Пилар, герцогиня Альба.
В чем-то они были похожи. Герцогиня была притчей во языцех благодаря своей любвеобильности, слухи о ее многочисленных любовниках ходили не только при дворе, но и среди простых людей.
Формально она в тринадцать лет стала супругой немолодого герцога Альба, который предпочитал закрывать глаза на похождения страстной молодой супруги, годившейся ему едва ли не во внучки. В 1796 году супруг герцогини скончался, и «безутешная» вдова отправилась оплакивать супруга в свой замок в Андалусии, где провела чуть более года в компании Франциско Гойи.
После возвращения в Мадрид карьера Гойи стремительно стала набирать обороты. Его назначили королевским художником в более чем внушительным жалованьем, он стал европейской знаменитостью. Все это время с ним рядом оставалась герцогиня Альба, образ которой он снова и снова увековечивал на полотне.
Именно тогда было создано одно из наиболее известных полотен Гойи — двойная картина «Обнаженная маха» и «Маха одетая». Сходство изображенной женщины с герцогиней Альба было разительным и привело к скандалу — в то время существовал строжайший запрет инквизиции на изображение обнаженной натуры.
Пикантности ситуации добавляло то, что махами в Испании называли цыган или девиц из провинции, ведущих независимый образ жизни и зарабатывающих продажей собственного тела.
Каэтанья Альба умерла при загадочных обстоятельствах летом 1802 года. Ходили слухи, что она либо сама приняла яд, либо же была отравлена кем-то из недоброжелателей, которых у герцогини было несметное множество. Гойя пережил возлюбленную на 25 лет, успев похоронить первую супругу и жениться вторично на молодой жене купца, которую увел из семьи.