Отношения Чарльза Диккенса с тремя сестрами Хогарт выглядят чрезвычайно запутанными.
Любил он одну из сестер, женился на другой, а третья, после того как распался этот брак, вела домашнее хозяйство и занималась детьми Диккенса.
Когда читаешь о женских судьбах сестер Хогарт, так тесно связанных с жизнью Чарльза Диккенса, создается впечатление, что переносишься на страницы одного из его сентиментальных романов.
И звучит насмешкой, что именно он громче других писателей воспевал семейное счастье и покой, тогда как его они коснулись лишь мимоходом!
И что он сам, так любивший детей и создавший такие трогательные детские образы, как Дэвид Копперфильд, Николас Никкльби и Оливер Твист, мало занимался своими детьми!
Когда Чарльз Диккенс встретился с семейством Хогарт, он был молодым, подающим надежды, но еще не известным писателем. Вначале знакомство носило чисто профессиональный характер: отец семейства Джордж Хогарт, был редактором «Ивнинг кроникл», человеком с литературными задатками. Он любил рассказывать, что был близким другом Вальтера Скотта.
Диккенс бывал и дома у Хогарта, в Челси, где жили четыре юные дочери редактора. Девятнадцатилетняя Кэт была в то время единственной из сестер на выданье. Мэри исполнилось только шестнадцать, а Джорджине и Элен — и того меньше.
Удачный старт «Посмертных записок Пиквикского клуба» совпал с венчанием Диккенса и Кэт.
Их домом стала холостяцкая квартира Чарльза, состоявшая из трех небольших меблированных комнат, но скоро мистер Пиквик и его компания принесли автору такие доходы, что Диккенс смог купить дом в центре Лондона, на Доути-стрит, 48.
Переоборудованный под музей, он сохранился до наших дней.
Как внешне выглядела юная Кэт, ставшая миссис Чарльз Диккенс? На портретах тех лет перед нами молодая девушка с внешностью романтической красавицы: с темными глубокими глазами, бледным лицом, обрамленным темными, традиционно уложенными локонами, благонравным прямым пробором и тяжелым узлом волос на затылке.
Биографы Диккенса единодушны в отрицательной оценке Кэт: вялая, полная женщина, равнодушная, слабая, сварливая, раздражительная, склонная к депрессии, лишенная интеллектуальных запросов и т.д.
Невольно возникает вопрос: что же увидел в ней молодой Чарльз и почему женился на ней? Надо полагать, не только для того, чтобы иметь возможность публиковаться? Его письма к Кэт в период сватовства разные по характеру и интонациям: он мог резко упрекнуть ее за холодность и капризность и вместе с тем называть «дорогая мышка», «любимый поросенок», «дорогая Тети» — эти ласковые имена придают письмам теплый и нежный оттенок.
Вместе с тем, из его собственных высказываний можно сделать вывод, что женщиной, которую он действительно любил, была Мэри, младшая сестра Кэт. Он настоял, чтобы Мэри переехала к ним на Доути-стрит.
Не могло быть и речи, чтобы Мэри помогала своей сестре — она уже была больна, а у Кэт в то время был только один ребенок и к тому же имелась прислуга.
Почему же Кэт согласилась на переезд к ним сестры? Знала ли она о нитях, связывавших мужа и сестру? Возможно, считала, что это не могло быть чем-то большим, нежели родственное чувство и интеллектуальная общность, для других отношений Мэри была еще слишком молода и тяжело больна.
Смерть Мэри стала для Диккенса потрясением. Однажды вечером, когда Чарльз и Кэт вернулись из театра, из комнаты Мэри вдруг раздался страшный крик. Когда к ней вбежали, она умирала от сердечного приступа. Мэри скончалась у Диккенса на руках. Он снял с ее еще не остывшей руки маленькое колечко, надел его на свой палец и так и не расставался с ним до последнего дня жизни.
От смерти Мэри он не мог оправиться много лет. К тому же за ней сразу же последовал целый ряд несчастий: мать Мэри пролежала без сознания более недели, у Кэт, которая была в положении, случился выкидыш. Возможно, что именно в те дни она поняла, насколько глубока была страсть мужа к ее умершей сестре.
Диккенс не делал никакой тайны из своего горя по поводу кончины свояченицы. «Она была душой нашего дома. Нам следовало бы знать, что мы были слишком счастливы все вместе. Я потерял самого лучшего друга, дорогую девочку, которую любил нежнее, чем любое другое живое существо. Словами нельзя описать, как мне ее не хватает, и ту преданность, которую я к ней питал». Вот какие признания выходили из-под его пера. А как писатель он умолк надолго.
Кэт постоянно видела кольцо Мэри на пальце мужа. Что должна была она переживать, когда он запирался в гардеробной комнате сестры, чтобы прикоснуться к ее одежде, ощутить ее аромат… Об этом знала только сама Кэт. Именно Чарльзу принадлежит надпись, сделанная на надгробном камне Мэри: там выражено желание самому быть похороненным рядом с ней. Локон ее волос полгода спустя после ее смерти вдохновил его на следующие строки: «Я хочу, чтобы ты поняла, как мне не хватает… милой улыбки и дружеских слов, которыми мы обменивались друг с другом во время таких милых, уютных вечеров у камина, для меня они дороже любых слов признания, которые я когда-либо могу услышать. Я хочу снова пережить все, что нами было сказано и сделано в те дни».
А много лет спустя, в письме к матери Мэри, он признавался, что каждую ночь в течение многих месяцев после смерти Мэри мечтал о ней, «иногда она являлась ко мне как дух, иногда — как живое существо, но никогда в этих грезах не было и капли той горечи, которая наполняет мою земную печаль; скорее, это было какое-то тихое счастье, настолько важное для меня, что я всегда шел спать с надеждой снова увидеть ее в этих образах. Она постоянно присутствовала в моих мыслях (особенно если у меня был в чем-то успех). Мысль о ней стала неотъемлемой частью моей жизни и неотделима от нее, как биение моего сердца».
Когда читаешь эти строки, начинаешь понимать, что Диккенс посмел здесь выразить свои мысли и чувства к умершей, которые он должен был сдерживать, пока она была жива. Возможно, именно этот взрыв любви, вызванный смертью девушки, и стал причиной ослабления его чувства к жене. Кэт отступила перед умершей соперницей. Мэри же вновь и вновь появляется во всех образах молоденьких девушек, столь прелестных и целомудренных, наполняющих страницы романов Диккенса: Дора в «Дэвиде Копперфильде» или малютка Нелли.
У Кэт в это время хватает забот по хозяйству и уходу за детьми, которые появлялись на свет друг за другом: Чарльз, Кэти, Мэми, Уолтер, Дора, Эрвард, Френсис, Генри и Сидней. Основные претензии биографов Диккенса, может быть, и не совсем заслуженные, адресованы именно к ней, многодетной матери: она не смогла принимать участие в интеллектуальной работе мужа, никогда не сопровождала его во время выступлений, обедов и вечеров, устраиваемых в литературном мире, она сидела дома, отпуская его одного.
Возможно, у нее не было другого выбора? Совершенно очевидно, что Кэт была не в состоянии справиться со всем одна. Но она должна была понимать уникальность мужа на фоне собственной заурядности. Его же раздражали все ее промахи, он высмеивал ограниченность Кэт в сравнении с другими женщинами.
Здесь на сцене появляется Джорджина, еще одна сестра Кэт, которая тоже не осталась равнодушной к чарам Диккенса. Она отказывается от удачного замужества только лишь для того, чтобы заняться домом и детьми сестры.
Популярность Диккенса в женском обществе следует отнести за счет его славы: обожествление идола — явление, типичное не только для современной поп-культуры. Да и сама Кэт не могла противостоять обаянию и остроумию мужа. А кто, впрочем, мог? Правда, его отношения с поклонницами носили в основном невинный характер.
И все же существовала женщина, ставшая причиной окончательного краха супружеских отношений Кэт и Чарльза. На характер этой связи исследователи придерживаются различных точек зрений: одни считают, что это была чистая дружба, возникшая между двумя художественными натурами, другие же предполагают, что их связывали любовные отношения.
Современники придерживались последнего мнения, и поползли сплетни. Этой женщиной была восемнадцатилетняя Элен Тернан, актриса одной из театральных трупп. Вскоре в руки Кэт попал пакет от ювелира, по ошибке отправленный им на домашний адрес писателя, и она с горечью убедилась, что ожерелье, находившееся в нем, предназначалось не ей, а Элен.
Извечная драма — любовный треугольник — тотчас же предстала перед ней как на ладони, хотя Чарльз уверял ее, что речь идет о чисто платонических отношениях. Он был так настойчив в своей версии, что Кэт была вынуждена согласиться нанести визит в дом семьи Тернан, то есть сделать все возможное, чтобы умолкли пересуды.
Дочь Диккенсов Кэти, того же возраста, что и Элен Тернан, просила мать не делать этого. Но Кэт выполнила свое обещание и испила до дна чашу горечи, отправившись с мужем в дом Тернанов. В результате сплетни не только не утихли, но разгорелись с еще большей силой.
После двадцати двух лет супружеской жизни развод стал неминуемым. Джорджина, попавшая под обаяние свояка, приняла его сторону. Возник вопрос: как супругам жить дальше? Сошлись на том, чтобы поделить дом на две половины.
…Джорджина, перебравшаяся в дом Диккенса, когда ей исполнилось примерно столько же лет, сколько и ее умершей сестре Мэри, была, как говорили, удивительно на нее похожа. Не потому ли Чарльз так тепло заботился о ней? Во время его поездки в Америку она занималась в Лондоне детьми, и они очень скоро полюбили свою молодую, симпатичную и добрую тетушку.
Вероятно, и Чарльз Диккенс был пленен ею. «Когда мы сидим по вечерам у камина, Кэт, Джорджина и я, кажется, что снова вернулись старые времена, — пишет он. — Тогда я размышляю о случившемся, как о печальном сне, от которого пробуждаюсь. Точно такой же, как Мэри, ее не назовешь, но в Джорджине есть многое, что напоминает ее, и я будто снова переношусь в ушедшие дни. Иногда мне трудно отделить настоящее от прошлого».
После развода супругов Джорджина становится незаменимой. «Я не могу представить, что бы с нами всеми было, особенно с девочками, без Джорджины. Она — добрая фея в доме, и дети обожают ее».
Итак, двойная мораль викторианства празднует очередную победу: в глазах общества развалившийся брак продолжает существовать, оба супруга по-прежнему живут вместе в одном доме, возведя стены из льда и равнодушия между собой, такие же непреодолимые, как запертые на засов двери, разделяющие две половины их дома. «Мы заперли скелет в шкафу, и никто не знает о его существовании».
На Чарльза давит еще и ответственность перед читателями. Он не может себе позволить лишиться их симпатии. Поэтому он пишет открытые письма, которые публикует в журнале «Хаусхолд Уордс». Но, как всегда, когда хотят опровергнуть какой-либо слух, замять скандал или скрыть полуправду, возникает обратный эффект. Тайное стало явным, и в результате разразился скандал.
Во время всех этих перипетий Джорджина преданно поддерживала писателя. Более того, она двадцать два года не разговаривала с Кэт, вплоть до смерти Диккенса в 1870 году. Она даже сохранила дружеские отношения с Элен Тернан, для которой Диккенс снял в Лондоне дом. Создается впечатление, что Джорджина ничего не хотела лично для себя.
Из трех сестер Хогарт именно Джорджина выказала самую беззаветную и жертвенную любовь. Как пишет Диккенс, она была «в доме доброй феей», дети любили ее, а для самого писателя она была незаменимой. Всю свою любовь отдала она ему и его семье. Ради него осталась старой девой. Писатель умер у нее на руках. По завещанию он оставил ей 8000 фунтов, все свои драгоценности и личные бумаги.
Три сестры — Мэри, Кэт и Джорджина — связали свою судьбу с Диккенсом.
Возможно, он любил всех трех, для каждой отыскав уголок в своем сердце. Но что при этом испытывали они?
Наверное, права была дочь Диккенса Кэти, сказав об отце после его смерти: «Нет, женщин он так и не понял».