Она искала свободы, но так и не смогла избавиться от разрушающего чувства к мужчине. Чувства, которое исковеркало всю ее жизнь.
«У меня всегда была потребность говорить о себе… Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной? Я думала, что тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и я поняла прежде всего, что этот мир сделан для мужчин…» — так писала о себе Симона де-Бовуар.
Послушная дочь, она всегда поступала так, как требовал отец: училась рукоделию, музицировала, ходила в церковь. Глава семейства, никогда не скрывающий своих любовных похождений, из дочери хотел слепить идеальную невесту, благочестивую девицу. Он отправил ее в католическую школу со строгой дисциплиной, где основным предметом являлось Священное Писание.
Симона, с рождения привыкшая к покорности, поклонялась Богу так же истово, как и отцу. Впоследствии она вспоминала, что, припав к ногам статуи Иисуса, млела от восторга, плакала и «попадала в объятия ангелов».
Млеть от восторга, правда, пришлось недолго. В конце Первой мировой войны семья пострадала от недальновидности отца — он потерял все деньги, которые вложил в акции железных дорог России. Симона лишилась приданого, то есть шансов на хорошее замужество.
Поразмыслив, папаша пришел к выводу, что судьбу дочери надо подкорректировать — пусть теперь учится и сама зарабатывает на жизнь. А как могли в то время зарабатывать девушки из буржуазных семей? Только преподаванием, другие виды деятельности для особ женского пола были практически недоступны. Симону отправили в Сорбонну, в университет, славящийся своими свободными нравами. Это событие, возможно, и заставило девушку задуматься: кто же правит в этом мире? Почему по прихоти мужчины она сначала должна жить почти как монашка, а затем барахтаться практически в омуте разврата?
Впервые девушка усомнилась не только в авторитете своего отца, но и в авторитете «сильного пола» вообще. Когда в очередной раз духовный наставник аббат Мартен стал ее за что-то укорять, Симона почувствовала отвращение. «Его дурацкая рука давила мне на затылок, заставляла ниже опустить голову, обратить лицо к земле, до самой смерти она будет принуждать меня… ползать по земле», — вспоминала Симона.
В девятнадцать лет она призналась лучшей подруге, что больше не верит в Бога. Но свято место пусто не бывает. Да, строптивая девчонка отказалась подчиняться отцу и Господу, но то, что ей казалось освобождением, по сути являлось фарсом. Стремление следовать за хозяином, лидером никуда не делось, Симона просто не умела по-другому. И это противоречие — бунт против мужской власти и в то же время необходимость в ней — раздирало ее до самой смерти.
«Если я полюблю, — писала Симона в то время, — то на всю жизнь, я тогда отдамся чувству вся, душой и телом, потеряю голову и забуду прошлое. Я отказываюсь довольствоваться шелухой чувств и наслаждений, не связанных с этим состоянием». Она была полностью готова к встрече с Сартром, своим мучителем и господином.
Временная мораль
Ловелас, безбожник и экстремал Жан-Поль Сартр стал для Симоны новым божеством. «Я как будто встретила своего двойника. Я знала, что он останется в моей жизни навсегда». Двойник был 158 сантиметров роста, с брюшком, косоглазый, с желтыми от бесконечного курения зубами, неопрятный, с рябым лицом в угрях. Однако считался большим оригиналом, умницей и искусным оратором.
Симона, как и остальные, считала его гением. На выпускных экзаменах он получил первое место, она — второе. Разница в оценках была минимальна. Но этот порядок — сначала он, а потом уже она — сохранился навсегда.
Союз их был странным, непривычным даже для вольнодумных студентов Сорбонны. Первым делом Сартр заявил возлюбленной, что будет ей изменять, и она как мудрая женщина должна это понять и принять. Симона особо не возмущалась — образ отца-бабника и всепрощающей матери с детства был для нее идеалом семейных отношений.
Тут, правда, о семье речь не шла — никогда Симона не жила с Жан-Полем под одной крышей. Но он называл их брак морганатическим, и этого ей было достаточно. Какой-никакой, а все же брак. К тому же, когда он притягивал ее к себе, она «попадала в объятия ангелов».
Сартр и Бовуар стали первой канонизированной историей влюбленной парой, которая отрицала верность. У них не было совместного хозяйства, детей. Также они утверждали, что им чужда ревность. Возможно, это было правдой для него, но не для нее — и в опубликованных после смерти письмах Симоны видно, как мучилась она от ветрености своего мужчины. Но всеми силами старалась не показывать этого, нежно улыбаясь, как бы ни ранил ее неверный. «Мы жили тогда в праздности, — вспоминала Симона. — Розыгрыши, пародии, взаимные восхваления имели свою цель: они защищали нас от духа серьезности, который мы отказывались признавать столь же решительно, как это делал Ницше, и по тем же причинам: вымысел помогал лишать мир давящей тяжести, перемещая его в область фантазии…»
Конечно, девушка была влюблена. Живя в мире фантазий, она без конца восхищалась своим косоглазым спутником, говорила, что его цепкое, бесхитростное внимание схватывало «вещи живыми», во всем богатстве их проявления.
В то же время она признавалась, что он внушал ей робость, как в свое время внушал отец. «Я буду умницей, вымою посуду, подмету пол, куплю яйца и печенья, я не дотронусь до твоих волос, щек, плечей, если ты мне не позволишь», -писала она.
В общем, эти двое нашли друг друга — он блистал, она восхищалась, он издевался, она терпела. Сартр получил место преподавателя в лицее. Симона тоже поспешила последовать его примеру. Сартр решил развенчать буржуазные ценности и создать новую философию. Симона разделила его убеждения. «Он был анархистом в гораздо большей степени, чем революционером, он считал общество в том виде, в каком оно существовало, достойным ненависти».
Они оба отрицали какую-либо высшую власть и утверждали, что государство, общество, родители не несут за человека никакой ответственности, каждый имеет право сам строить свою жизнь.
«Вы свободны, поэтому выбирайте», — писал Сартр. Сам он выбрал пятерых любовниц — ведь если Бога нет, следовательно, нет и морали — описывая процесс соблазнения как «литературную работу», которая состоит из красивых слов, многозначительного молчания и умело выбранной точки обзора. Всем своим девушкам при этом он виртуозно лгал и сохранил эту привычку навсегда. Много позже его секретарь рассказывал, что Сартр звонил подряд любовницам и каждую потчевал индивидуально приготовленной порцией ложи.
Так что мораль его была весьма гибкой. Он и называл ее «временная мораль». Симона не ревновала, во всяком случае не показывала виду. Но напряглась, когда Сартр всерьез увлекся русской аристократкой Ольгой Козакевич. Он тогда впервые разлучился с Симоной, провел весь отпуск с Ольгой и даже посвятил ей свой первый сборник рассказов «Стена». Де Бовуар в долгу не осталась — в свою очередь соблазнила Ольгу, а затем написала роман «Она пришла, чтобы остаться», который заканчивался искусно задуманным убийством общей любовницы.
В реальной жизни, впрочем, никто никого не убил. Козакевич стала полноправным членом странной семьи — этот метод потом переняли почти все получившие отставку любовницы философа, — а Жан-Поль увлекся сестрой Ольги.
Эту прекрасную юную девочку, Ванду, он взял на содержание. В конце июля 1939 года, путешествуя с Вандой по югу Франции, он оповещал Бовуар: «Сегодня утром я впервые переспал с ней. В результате я оставил ее в кровати, чистую и трагичную, заявившую, что она устала и что ненавидела меня все 45 минут». Также он считал своим долгом сообщить Симоне, что с Вандой у него «идеальная любовь, смотрение в глаза друг другу, держание за руки».
Вскоре, впрочем, он уже каялся, что связался с Вандой, но свою трилогию «Пути к свободе» посвятил именно ей. Он морочил девочке голову, утверждая, что поступится всем ради нее, что Симона — это просто друг. Философ был верен своим принципам: «Есть люди, в отношениях с которыми лгать просто необходимо». Видимо, этими людьми были для него все его женщины.
Несравненная любовь
Что Сартра возбуждало по-настоящему — это рассказы об изменах. Когда очередная любовница рассказала ему, что один из ухажеров положил ей в такси руку между ног, он чуть не лопнул от восторга и возбуждения. Симона заметила это и взяла метод на вооружение. С тех пор она постоянно описывала Жан-Полю свои романы, настоящие или вымышленные. Эта жалкая уловка помогала ей так долго владеть его вниманием.
К примеру, она рассказывала ему о своей нежной дружбе со студенткой Бьянкой Бененфельд. Говорила, что ей шестнадцать, она красива и умна, что они ходили в турпоход и спали в одной кровати. Сартр, хоть и был увлечен Вандой, однако подробности выспрашивал. А потом, не сдержавшись, на радость Симоне переметнулся от Ванды к Бьянке. Студентка не без интереса ему отдалась — а как же, ведь это был кумир ее обожаемой учительницы.
Правда, особого восторга от близости Бьянка не испытала, вспоминая, что перед тем, как отправиться в кровать, коротышка-экзистенциалист долго мыл ноги в раковине, задирая сначала одну конечность, а потом другую.
Бовуар отнеслась к этой связи внешне благосклонно, как и обычно. Но в письмах к Бьянке прокололась, с горечью заметив, что нежность возникает между двумя, но не между тремя участниками.Не о Бьянке она, понятное дело, тосковала. Ей не хватало нежности ее мужчины, ее божества, ее кумира, который так редко возносил ее к небесам, предпочитая давить, «принуждая ползать по земле». Потому что будь женщина хоть трижды последовательница экзистенциальной философии, никогда у нее не получится радоваться тому факту, что любимый снова предпочел не ее.
Жан-Поль тоже почувствовал грусть Симоны и выдал ей, как и всем своим женщинам, порцию то ли лести, то ли правды, то ли откровенной лжи — дурманящего коктейля, который всегда помогал ему держать любовниц на крючке. «Моя несравненная любовь, — писал он. — Ты самая совершенная, самая умная, самая лучшая и самая страстная. Ты не только моя жизнь, но и единственный искренний в ней человек».
Симона воспряла и в начале 1940 года закрутила еще один романчик со своей ученицей и опять русской — Натали Сорокиной. К Сартру снова полетели чувственные письменные отчеты — как она целуется с юной ученицей, как восхищается ее телом. Возлюбленный не реагировал, и тогда Симона — от нашего стола вашему! — посвятила девице свой роман «Кровь других». Тут уж Сартр активизировался и переспал с Натали, получив от нее характеристику: «воображает из себя гения».
Натали, кстати, не отличалась разборчивостью в связях. После Сартра с ней переспал еще один приверженец экзистенциальной философии — пока он почивал после секса в отеле, Наташа вынесла оттуда простыни и полотенца, чем поставила любовника в неловкое положение перед администрацией.
А в марте 1942 года мать Сорокиной подала официальную жалобу на Бовуар в министерство образования. Мамаша настаивала на том, что преподавательница совратила ее несовершеннолетнюю дочь, как настоящая сутенерша подкладывала невинную девочку под своих знакомых мужчин. Дело закрыли за недостаточностью улик, но Бовуар все-таки уволили из школы.
Сартр особо из-за карьеры своей подруги не переживал. Он в это время был занят более важными, на его взгляд, делами. Шел 1942 год, Париж был наводнен немцами, и Жан-Поль влился в движение Сопротивления. Он увлекся политикой, придя к мысли, что в философии, касавшейся лишь личной свободы, может найтись место и для свободы политической. Не имеет смысла говорить, что верная Симона опять поддержала его, вслед за ним став редактором.
В 1945 Сартр и де Бовуар выпустили первый номер журнала «Тан модерн», ставший самым влиятельным левым периодическим изданием послевоенного времени. Симона была счастлива как никогда — победа. Немцы разгромлены, соперницы тоже. Она снова с главным мужчиной своей жизни, который снова клянется, что любит только ее одну.
Дверь нараспашку
Недолго музыка играла — Сартра в качестве журналиста пригласили на пару месяцев в Нью-Йорк, и там он немедленно влюбился в хорошенькую актрису Долорес Ванетти. Не отдаться знаменитому философу и герою Сопротивления та, конечно же, не могла. «Долорес подарила мне Америку», — восторженно телеграфировал Сартр, и Симона поняла: надо ехать.
Она буквально выбила приглашение от нескольких американских университетов — так сильно ей хотелось встретиться с разлучницей. Долорес уже паковала чемоданы, готовясь улететь с Сартром в Париж, когда Симона явилась для серьезного разговора. Актриса струхнула, но скандала с мордобоем не последовало — француженка с детства умела держать удары, наносимые мужчиной, и в истерики по этому поводу не впадала. Она мило проговорила с Долорес до самого утра, попивая виски и упиваясь чувством жалости к себе. Затем, в лучших традициях мазохисток, призналась Сартру, что Ванетти ей понравилась — она теперь якобы полностью понимает своего любимого и одобряет его выбор.
А что еще ей оставалось? Все же не зря в своей книге о маркизе де Саде она писала: «Бывает, жертва, смирившись со своей судьбой, становится сообщником тирана. Действуя заодно с мучителем, она превращает страдание в наслаждение, стыд — в гордость… Мучитель и жертва с удивлением, уважением и даже восхищением узнают о своем союзе». Симона действовала заодно со своим мучителем, снова и снова заявляя о том, что предпочитает свободные отношения.
В подтверждение этого она тоже закрутила роман с американцем — писателем Нельсоном Альгреном. Их связь продолжалась семнадцать лет. Преимущественно в письмах. Симоне нравилось писать призрачному возлюбленному, находящемуся за много тысяч километров от нее.
Но к кому на самом деле она обращалась в своих посланиях? К Нельсону или все же к Сартру? «Я даже сплю, ожидая тебя. Мое сердце полно неутоленных желаний, которые мне радостны… Спокойной ночи, мой дорогой, как нежно сегодня вечером я тебя люблю». Как ни настаивал на браке измученный Нельсон, переезжать в Америку Симона отказывалась. Она просто не могла уехать из Парижа, и причина была очевидна.
«Ты… должен знать, что может тебе показаться самонадеянным, в какой степени Сартр нуждается во мне. По сути, он очень одинок, разрываем внутренними противоречиями, беспокойный, и я его единственный настоящий друг, который понимает его, помогает ему, работает с ним вместе и дает ему некоторый покой и утешение. Почти двадцать лет он делал для меня все: он помогал мне жить, он помог мне обрести себя, он принес ради меня много жертв… Я не могу покинуть его, я не могу оставлять его на долгое время и поэтому не могу отдавать всю свою жизнь никому другому. Мне неприятно снова говорить об этом. Я знаю, что навлекаю опасность потерять тебя, а я осознаю, что это может для меня значить».
Симона не уточняет, какие жертвы ради нее принес Сартр, и даже самым дотошным биографам трудно их вычислить. Пока верная ему женщина уверяла всех, что он нуждается в ней, сам философ миловался в Париже со своей американкой и горя не знал. Потом так же легко и весело променял ее на новую любовницу. Он даже ввел для своих женщин расписание: с кем и в какие дни встречается. Дамы не бунтовали — в конце концов в его сети попадали лишь те, кто безоговорочно ему поклонялся. Все же он был великим человеком, оригиналом, отказавшимся даже от присужденной ему Нобелевской премии.
Единственное, в чем Жан-Поль нуждался, — это старые добрые рассказы Симоны о вожделении к другому партнеру. И на этот раз стареющая пассия угодила ему сверх меры. Она подробно описала свой роман с Альгреном в романе «Мандарины». После этого терпению Нельсона пришел конец, он прекратил с ней всякое общение.
До самой смерти Альгрен во всех интервью возмущался поступком Симоны. Даже перед самой кончиной, когда в 1981 году Нельсона избрали в престижную Академию искусства и литературы, он не сдержался и вспомнил в интервью коварную Бовуар: «Я бывал в борделях по всему миру, и женщина всегда закрывает дверь, будь то в Корее или в Индии. Но эта женщина открывает дверь нараспашку, приглашая смотреть публику и прессу… У меня нет зла на нее, но я считаю, что это было оскорбительное действие с ее стороны».
Плевать Симоне было на то, оскорбительно она себя вела или нет по отношению к другим парням. Она готова была «навлекать на себя опасность», терять всех мужчин, лишь бы ее не покинул один-единственный.
Второй пол
Некоторые феминистки подвергли де Бовуар критике за то, что она всегда возвращалась к привычной женской роли — преданной спутницы неверного Сартра. Но разве могла она, дочь такого же отца, поступить иначе? Она была своему мужчине подругой, матерью и соратницей, сносившей все вероломства. Вот и в тот раз Жан-Поль, бросивший очередную любовницу, лишь на время дал передышку Симоне. Такая у них была схема отношений: иногда он дарил ей немного своей любви, чтоб отдышалась, успокоилась. Чтобы набралась сил перед новым витком боли.
Никогда не рожавшая Симона всю свою жизнь провела словно в родовых схватках. И с каждым разом они были сильнее. Зато, страдая, она искала ответы на сложные, мучительные вопросы. Кто я? Что я в его жизни? Что вообще значит быть женщиной?
Так, в мучениях и терзаниях, родилась первая из ее критических работ, вышедшая во Франции в 1949 году, — «Второй пол». Эта книга оказала воздействие на судьбы большего числа людей и послужила толчком для большего количества дискуссий, чем все, что вышло из-под пера Сартра.
«Второй пол» — биологическое, социологическое, антропологическое, политическое исследование, вышедшее в двух томах. В этой книге де Бовуар не обвиняла род мужской в том, что он всегда использовал женщину для своих социальных и экономических потребностей. Она просто констатировала это. И ставила под сомнение тот факт, что домашнее хозяйство и материнство — непреложная обязательная судьба женщины.
«Не многие работы так схожи с сизифовым трудом, как работа домашней хозяйки; день за днем она моет посуду, вытирает пыль, чинит белье, но на следующий день посуда опять будет грязная, комнаты — пыльные, белье — рваное. Домашняя хозяйка… ничего не создает, она лишь сохраняет в неизменном виде то, что существует. Из-за этого у нее возникает впечатление, что вся ее деятельность не приносит конкретного Добра…»
Успех книги был ошеломляющим. За первую же неделю было продано 22 000 экземпляров на французском языке. По всему миру она расходилась миллионными тиражами, ее переводили на десятки языков.
Известная феминистка Элизабет Бадинтер так писала об этом процессе: «Симона де Бовуар освободила миллионы женщин от тысячелетнего патриархатного рабства… Несколько поколений женщин откликнулось на ее обращение к ним: поступайте, как я, и ничего не бойтесь; завоевывайте мир, он — ваш… Она проложила нам дороги свободы».
Читателя-мужчину Симона де Бовуар подводила к не такой уж сложной, по крайней мере в теории, мысли: позвольте женщинам, если они смогут, жить так, как живете вы сами.
Но тем не менее большинство мужчин при чтении этой книги ощущали резкий дискомфорт. Ведь была нарушена их святая вера в то, что женщины удовлетворены своей жизнью. Что женщины согласны с теми доводами, которые подтверждают, что жизнь, которую они ведут, для них подходит более всего.
У «Второго пола» нашлось немало критиков. Уважаемые профессора рвали книгу на клочки. Писатель Альбер Камю пришел в бешенство и кричал, что де Бовуар превратила французского мужчину в объект презрения и насмешек. Католическая Франция негодовала от заявления Симоны о том, что она поддерживает право женщины на законные аборты. Ее ругали и марксисты, и католики. Многие считали, что ее «чисто женский» бунт был не обоснованием необходимости эмансипации, а свидетельством необузданной гордыни и издерганной души.
Отчасти они были правы — у Симоны никогда не было полного мира в сердце: «Желание жить женской жизнью, иметь мужа, дом, детей, испытать чары любви не всегда легко примирить со стремлением добиться намеченной цели». Но она сознательно выбрала свой путь. И в отличие от многих других женщин понимала, что за это надо платить хорошую цену.
Просто великолепно
Жан-Поль виделся с Симоной ежедневно, что не помешало ему снова влюбиться. Избранницей его стала молоденькая девушка из Алжира, Арлетта Эль-каим. Именно ей, а не Симоне Сартр теперь читал свои новые работы, ей решил передать все права на свое литературное наследство. Почему, спрашивается, не той, что много лет была так предана ему?
Все задавались этим вопросом, но только не Симона. Однажды она уже лишилась наследства, так что ничего нового для нее в этом мужском поступке не было. Сартр еще раз поразил всех, когда удочерил Арлетту. Он объяснял это тем, что всего лишь пытается защитить Арлетту от споров насчет юридических прав. Чем Симона могла ответить на это? Она привыкла подражать. И вскоре тоже удочерила одну из своих молодых подруг, завещав ей свои труды и деньги.
Но стоило Сартру заболеть, как Бовуар, а не Арлетта оказалась рядом с ним. Она самоотверженно ухаживала за возлюбленным несколько лет, а когда в 1980 году Сартра не стало, она от нервного потрясения тяжело заболела пневмонией.
Впоследствии в книге «Адье» Бовуар напишет: «Его смерть разлучает нас. Моя соединит нас снова. Просто великолепно, что нам было дано столько прожить в полном согласии». Она пережила своего мэтра на шесть лет, проведя эти годы в одиночестве. Она жила затворницей, Сартр исчез из ее жизни, и пропала необходимость быть активной, что-то доказывать. Опустились руки, пропал объект поклонения.
Во время похорон Сартра за его гробом шли около пятидесяти тысяч человек. А когда умирала Симона, никто даже не приходил ее проведать в больницу. Врач рассказывал, что ни один человек не позвонил, не поинтересовался ее состоянием. «Она была настолько всеми покинута, что мы даже стали сомневаться, на самом ли деле она — та самая знаменитая Симона де Бовуар».
Похоронили ее в одной могиле с ее дорогим Жан-Полем — «Я знала, что он останется в моей жизни навсегда». Этот человек предавал ее, мучил, бросал и снова приближал к себе.
Она не была его наследницей, не была его женой. То, что терпела она, под силу не каждой женщине. И все же именно она, все сносящая жертва, пробудила женское самосознание. Все сегодняшние феминистки называют себя ее духовными дочерями.
Удивительно, но разрушающее чувство к мужчине не помешало Симоне войти в историю великой интеллектуалкой, поставившей под сомнение превосходство одного пола над другим.
Наталья Радулова, «Story» октябрь/09